Езда в "натяг"
Есть распространенное заблуждение у водителей и механиков старой советской школы, мол чем на меньших оборотах работает двигатель авто, тем лучше.
На самом деле, для современных автомобилях это не так. Как для бензиновых, так и для дизельных двигателей современных автомобилей езда на пониженных оборотах и на повышенной передаче, т.е., в «натяг» вредна, и если такую манеру вождения использовать постоянно, то это укоротит срок службы двигателя и трансмиссии.
Давайте разберемся в чем дело. Мы неспешно едем, наш грузовик загружен, нами включена повышенная передача и обороты около 800-1000 об./мин., едем с постоянной скоростью и оборотами достаточными для поддержания скорости. Дороги редко бывают идеально ровными, чаще всего они повторяют рельеф, и вот впереди подъем.
Нам нужно либо нажать «газ», и поддерживать постоянство скорости, либо если мы этого не сделаем, то автомобиль снизит скорость и обороты и автомобиль начнет дергаться или подергиваться, намекая что ему тяжело. Это паразитные вибрации, которые разрушают подшипники, валы и трансмиссию, а кроме того, так как обороты малые, то масляный насос дает немного масла, т.е., во всех парах трения смазки возрастает вероятность «работы на сухую» и увеличению температуры, а как следствие – риск заклинивания. Если мы добавим подачу топлива, но передачу не переключим «вниз», то получим тот же эффект, что и в первом случае, однако еще и увеличение нагрузки. Т.е., две силы не дают набрать обороты (подъем и высокая передача), и масла мало, так еще и увеличение топлива в камерах сгорания инициирует увеличение нагрузки на цилиндропоршневую группу. В итоге мотор работает в запредельно тяжелых условиях, кроме того такой вариант «разгона», как правило очень длительный, т.е., эти нагрузки двигатель испытывает продолжительно. Несложно догадаться, что это не способствует «здоровью» автомобиля.
Кроме вышесказанного можно сказать, что ударные нагрузки действуют на шестерни привода ГРМ (или ремень/цепь ГРМ), сцепление и трансмиссию. Если же выходить на обгон опять же на повышенной передаче и малых оборотах, то все вышесказанное актуально.
Если говорить о специфике современных дизельных двигателей, то на пониженных оборотах образуется много сажи, которая не в полной мере удаляется с выхлопом. Сажа образует нагар на всех узлах двигателя, а как следствие: закоксовка колец, нагар на поршнях и в клапанном механизме, а также в системе EGR, турбонаддуве и впуске. В большинстве современных дизельных двигателей EGR начинает работать от 2 тысяч оборотов.
Итог. При езде на автомобиле, особенно загруженном, не стоит допускать падения оборотов ниже 1500-2000 об/мин. Однако и запредельно высокие обороты вредны для автомобиля (это легко понять по отсутствию ускорения автомобиля) - актуально для низших передач.
Как подсказка для водителя у многих авто на тахометре есть белая зеленая и красная зона. Потому настоятельно советуем - нужно приучить себя, чтобы обороты были всегда в «зеленой области» тахометра.